В рамках месячника белорусской литературы Суражская районная библиотека продолжает знакомить вас, наши читатели, с жизнью и творчеством белорусских писателей.
Сегодня мы обращаемся к творчеству белорусского советского писателя, сценарист а и литературовед а, критика - Александра (Алеся) Михайловича Адамовича.
Алесь Адамович родился 3 сентября 1927 г. в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 1928 семья жила на Бобруйщине, где ее застала Великая Отечественная война. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 до начала 1944 сражался в партизанском отряде.
В 1944—1945 по направлению Центрального штаба партизанского движения — студент Лениногорского горно-металлургического техникума.
После войны вернулся в Белоруссию, поступил в Минский университет, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию. Работая в Институте литературы им. Я. Купалы, защитил докторскую диссертацию.
В 1962 - 66 жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова. Затем вернулся в Минск, продолжив работу в Институте литературы. Член-корреспондент АН Белоруссии с 1980. Начал литературную деятельность романом "Война под крышами" (1960). Его перу принадлежат повести "Сыновья уходят в бой" (1965), "Хатынская повесть"(1968 - 72), "Я из огненной деревни" (1977, совместно с Я. Брылем и В. Колесником), "Каратели" (1980), "Блокадная книга " (1977 - 81, совместно с Д. Граниным).
Автор рассказов, многочисленных публицистических очерков, активный общественный деятель.
Особое внимание хочется уделить произведению писателя «Хатынская повесть» - истории, основанной на партизанском опыте автора и написанной с огромным трудом.
Адамович А. Три повести / Послесл. И.А. Дедкова. – М.: ДОСААФ, 1988.
Василь Быков :
«Хатынская повесть» — это талантливо воплощенная память войны, повесть-напоминание и повесть-предупреждение. Опыт тех, кто пережил войну, не может пропасть даром. Он учит человечество, может, самой элементарной из истин: только не щадя своей жизни можно отстоять свободу и победить врага. Тем более такого изощрённого, каким был немецкий фашизм».
Действие «Хатынской повести» происходит через двадцать пять лет после окончания Великой Отечественной войны. Перед мысленным взором героя произведения – бывшего партизана – встают картины жестоких, кровопролитных боёв с гитлеровцами, страшной трагедии Хатыни – белорусской деревни, сожжённой оккупантами. В книге собраны рассказы чудом уцелевших жителей белорусских деревень, ставших жертвами фашистского геноцида в Великую Отечественную войну.
Алесь Адамович о той невыносимой, ничем не утоляемой боли, которую он стремился передать в «Хатынской повести» говорил так: «Когда писал «Хатынскую повесть» и привёл партизана Флеру Гайшуна на пепелище его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога – неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флера, хватался за всё, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флерину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьём сгорели мать, сестрички, все жители деревни. Более восьмидесяти трёх тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях».
В 1985 г. по мотивам «Хатынской повести» был снят фильм «Иди и смотри» . А. Адамович принимал активное участие в съемках, присутствовал на съёмочной площадке. Кинофильм «Иди и смотри» получил первую премию и Золотой приз на XIV Московском кинофестивале и обошёл экраны многих стран мира, получив огромный резонанс.
Приходите! Читайте!
Фотогалерея